23 января состоялось первое заседание IV созыва Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве под председательством члена Общественной палаты Российской Федерации, первого заместителя председателя Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Петра Орлова.
В обсуждении задач, стоящих перед советом и дорожным хозяйством в 2019 году, приняли участие руководитель Росавтодора Андрей Костюк, заместитель руководителя Игорь Костюченко, начальник Управления административно-кадровой работы и правового обеспечения Виктор Тимофеев.
«В последнее время роль общественности и, в частности, общественного контроля в дорожной сфере существенно возросла. Абсолютно новый импульс развитию этого направления во многом дала реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Учитывать общественное мнение и считаться с ним важно, поскольку все положительные изменения направлены на улучшение качества жизни населения. Надеюсь, что заседания Общественного совета также останутся той эффективной площадкой, которая будет способствовать выстраиванию конструктивного диалога и поиску эффективных решений, направленных на развитие дорожного хозяйства страны», - отметил Андрей Костюк.
Одной из ключевых тем обсуждения, которая на сегодняшний день находится в центре внимания как широкой общественности, так и профессионального сообщества, стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ему предшествовал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», который стартовал по инициативе Президента России два года назад, став одним из наиболее успешных среди приоритетных проектов страны. В нем участвовало 38 крупнейших агломераций от Калининграда – до Владивостока, в которых проживает свыше 40 млн человек. На проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети дорог и улиц внутри агломераций в 2017 году было направлено 64,8 млрд. рублей, в 2018 году эта сумма составила 65, 9 млрд. рублей, из которых почти 31 млрд. рублей и 34, 5 млрд. рублей – федеральные трансферты. За последние годы это беспрецедентная поддержка регионов в сфере развития дорожного хозяйства. Благодаря проекту к нормативному транспортно-эксплуатационному состоянию удалось привести 61,74 % дорог агломераций.
Успешная реализация приоритетного проекта, безусловно, повлияла на включение в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» вопроса создания безопасных и качественных автомобильных дорог и его выделение в национальный с расширением не только географии реализации (участниками стали 383 субъекта Российской Федерации, в том числе 104 городских агломерации), но и задач.
По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко, изменения, которые должны произойти на дорожной сети в течение шести лет,предполагают грандиозный масштаб: это и значительная поддержка региональных и местных дорог, и существенные работы, которые предстоит выполнить на федеральных трассах. Особое внимание по-прежнему уделяется обеспечению безопасности дорожного движения. Основой эффективной реализации нацпроекта должно стать неукоснительное использование качественных материалов и новых прогрессивных технологий, а также многоступенчатая система контроля, в том числе общественного. Это одинаково актуально для автодорог всех уровней подчинения. В итоге благодаря синергетическому эффекту запланированных мероприятий должна сформироваться мощная устойчивая дорожная отрасль, состоящая из сильных технически вооруженных подрядчиков и подготовленных кадров как на стороне заказчика, так и на стороне подрядчика.
Также Игорь Костюченко остановился на вопросах антимонопольного регулирования на рынке работ, связанных с осуществлением дорожной деятельности. По его словам, формирование правовой культуры соблюдения антимонопольного законодательства является необходимым базисом для улучшения ситуации в экономике страны. «Итогом таких мероприятий послужит государство с развитой конкуренцией, где хозяйствующие субъекты действуют добросовестно, не нарушая Закон о защите конкуренции», - отметил он. - Одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков является разработка и внедрение так называемого антимонопольного комплаенса – системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений законодательства в области антимонопольного регулирования». В соответствии с Национальным планом развития конкуренции, утвержденным Указом Президента РФ №618, количество нарушений со стороны органов власти в этой сфере должно быть снижено к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Начальник Управления административно-кадровой работы и правового обеспечения Виктор Тимофеев доложил о результатах работы Федерального дорожного агентства с обращениями граждан. Так, в 2018 году в Росавтодор поступило порядка 5 637 обращений от жителей России. Чаще всего вопросы касались организации, качества и сроков производства работ на объектах строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог, качества работ по устройству шероховатой поверхностной обработки, порядка движения транспорта по федеральным автомобильным дорогам в период весенне-летних ограничений, порядка и сроках категорирования транспортных средств, полномочий надзорных органов по контролю весогабаритных параметров и вынесению ими штрафных санкций, проведения капитального ремонта, ремонта, содержания и обустройства дорог регионального и межмуниципального значения, содействия в строительстве новых мостов в субъектах Российской Федерации.
Также на первом заседании Общественного совета был утвержден план работы на текущий год.