Вопрос повышения скорости до 150 км/ч на некоторых российских трассах поднимается не первый раз. Периодически эту тему обсуждают на конференциях и форумах, посвященных дорогам, в Госавтоинспекции и в Государственной Думе РФ. Портал «ДорИнфо» решил уточнить, кто отвечает за повышение скорости, а также узнал, планируется ли в ближайшее время увеличение скоростного режима на российских трассах: подробнее об этом - в нашем материале.
Максимальная скорость на дорогах сейчас
Если говорить о действующем скоростном режиме на российских автомобильных дорогах, то стоит обратиться к постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 31.12.2020) «О правилах дорожного движения». В тексте документа говорится, что вне населенных пунктов мотоциклам, легковым автомобилям и грузовикам с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн разрешено двигаться со скоростью не более 110 км/ч на автомагистралях и со скоростью не более 90 км/ч на остальных дорогах. Междугородние и маломестные автобусы на всех дорогах могут двигаться со скоростью не более 90 км/ч, грузовики, перевозящие людей в кузове, а также транспортные средства, осуществляющие организованные перевозки групп детей должны двигаться со скоростью не более 60 км/ч.
В Постановлении имеется примечание, согласно которому по решению собственников или владельцев дорог может разрешаться повышение скорости на участках для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае максимальная скорость не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль», и 110 км/ч на трассах, обозначенных знаком 5.3 «Дорога для автомобилей».
Исходя из документа, в настоящий момент максимальная разрешенная скорость на некоторых российских дорогах - 130 км/ч. Такой скоростной режим, например, можно встретить на ряде участков трасс, которые находятся в управлении ГК «Автодор». Согласно информации, размещенной на сайте «Автодора», на сегодняшний день общая протяженность участков дорог в ведении Госкомпании с повышенным скоростным режимом составляет более тысячи километров.
«На 418 километрах действует скоростной лимит в 110 км/ч, еще на 598 километрах - 130 км/ч. Государственная компания планирует постепенно увеличивать скоростной режим на тех участках, где транспортно-эксплуатационные показатели и условия движения отвечают необходимым требованиям», - сообщается на сайте «Автодора».
В ГК считают, что повышенный скоростной режим способствует снижению количества ДТП на платных дорогах за счет равномерного движения потока автомобилей и исключения заторов: у водителей нет необходимости делать излишние перестроения и маневрировать. «Повышение скоростного режима возможно только при соблюдении всех условий для обеспечения безопасности. Дорога должна иметь высшую техническую категорию, минимум по две полосы для движения в каждую сторону, обязательный разделительный барьер между встречными направлениями, а также освещение на всем протяжении», - говорится на сайте «Автодора».
Повысят до 150 км/ч или нет - вот в чем вопрос
Вопрос об увеличении разрешенной скорости до 150 км/ч поднимался многократно. Так, в июле прошлого года эту идею обсуждали в Государственной Думе РФ. Тогда за повышение режима выступил первый зампред Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. По мнению депутата, современное дорожное полотно отвечает стандартам, позволяющим увеличить нормы о максимальной скорости. «Это предложение здравое, давно пора уже это сделать: там, где можно, нужно скорость сделать 130, можно 150», - высказался Лысаков.
Чуть позже, в сентябре 2020 года, условия повышения скорости до 150 км/ч обсудили на одной из сессий в рамках Международного форума «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», который прошел в Сочи. В ходе дискуссии занимавший на тот момент должность заместителя председателя правления по эксплуатации и безопасности дорожного движения ГК «Автодор» Игорь Астахов (сейчас занимает должность начальника ФКУ «Центравтомагистраль») сообщил, что в стране 1,5 млн дорог, среди них только 6,2 тыс. км относятся к категории IА, IБ, которые можно рассматривать для увеличения скоростного лимита.
Замначальника ГИБДД России Олег Понарьин высказал мнение, что на дорогах необходимо увеличивать не максимальную скорость, а общий скоростной режим между населенными пунктами. При этом обязательно нужно учитывать устройство искусственного освещения и обустройство широких обочин.
В ходе дискуссии на форуме в Сочи особое внимание уделили возможности водителей при максимальном режиме в 150 км/ч разгоняться до 170 км/ч. Как напомнил заместитель начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Антон Козлов, сейчас по закону не штрафуемый лимит составляет 20 км/ч. С учетом этого при лимите 150 км/ч водители могут развивать скорость до 170 км/ч на трассах, которые не спроектированы под такой скоростной режим.
Однако в данный момент в ГИБДД все же рассматривают возможность повышения скорости до 150 км/ч на некоторых российских дорогах - об этом в начале июля текущего года сообщил глава ГИБДД РФ Михаил Черников. «[Рассматриваем] повышение скорости до 150 км/ч на некоторых участках дорог, но там, где это безопасно», - отметил Черников.
Он добавил, что увеличение скоростного режима позволит водителям с большим комфортом проезжать по некоторым участкам трасс. В ближайшее время Госавтоинспекция будет участвовать в вынесении заключения по проектам организации дорожного движения и комплексных схем и сможет давать указания по размещению знаков, дорожных камер и разметки.
Кто отвечает за повышение скорости?
Можно сказать, что вопрос повышения скоростного режима остается открытым. А кто вообще отвечает за повышение скорости на автомобильных дорогах России? Министерство транспорта? Госавтоинспекция? Владельцы дорог?
С этим вопросом портал «ДорИнфо» сначала обратился в пресс-службу Министерства транспорта РФ, где ответили, что данный вопрос находится в компетенции ГИБДД РФ. Корреспондент «ДорИнфо» написал запрос в пресс-службу МВД России: в Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД РФ сообщили, что по решению собственников или владельцев автодорог скорость на отдельных участках дорог может быть повышена, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. Собственно, об этом говорится и в постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 31.12.2020) «О правилах дорожного движения», о котором писали выше.
Тогда мы обратились к собственникам автодорог. В пресс-службе Росавтодора корреспонденту «ДорИнфо» рассказали, что движение на федеральных трассах организовано в соответствии с требованиями ПДД и документами стандартизации организации дорожного движения.
«Скоростной режим на отдельных участках автомобильных дорог может быть как увеличен, так и уменьшен в зависимости от требований обеспечения БДД. Подготовкой нормативной базы по корректировке скоростного режима занимаются собственники дорог - подведомственные Росавтодору Федеральные казенные учреждения. В ближайшее время Федеральное дорожное агентство не планирует повышение скоростного режима на подведомственных трассах», - сообщили в пресс-службе Росавтодора.
В пресс-службе ГК «Автодор» нам сообщили, что в ближайшее время на подведомственных Госкомпании дорогах также не планируется повышение скоростного режима.